Патентный поиск – виды, порядок проведения

Патентный поиск

Под патентным поиском обычно понимают поиск научно-технической информации релевантной решаемой технической задаче. При этом конечным итогом такой задачи является создание нового продукта и получение патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец. Во многих случаях такой поиск имеет маркетинговые составляющие. Термин «патентный поиск» - нормативно не определен. Под этим термином обычно подразумевают выполнение научно-технического информационного поиска для различных задач. В зависимости от задачи изменяются содержание, тематика, информационная область и временной период поиска. Следует принимать во внимание, что оформление заявок на получение патента предполагает мировую новизну заявляемого технического решения, другими словами необходимо проводить международный патентный поиск. Обычно патентный поиск сопряжён с тем или иным анализом полученных данных. В этом случае поиск правильнее называть исследованием.

Содержание поиска/исследований может включать поиск патентов по базам различных патентных ведомств, поиск научно-технической информации в Интернете и различных информационных базах данных, научно-технический, конъюнктурный анализы, выявление конкурентов, разработка рекомендаций и другое.

Под информационной областью поиска следует понимать тематический спектр информационных источников (совокупность разделов науки и техники), а также широту охвата по странам. Под глубиной поиска понимают временной интервал поиска, а под объёмом - совокупность информационных баз и источников.

Виды патентного поиска

Целевой патентный поиск для решения узких практических или тематических задач

Это поиск, проводимый с какой-то конкретной практической целью, с ограниченным информационным объёмом. Характерной особенностью такого поиска является ограниченная временная и тематическая актуальность. Такой вид поиска можно использовать для выполнения формальных задач, например, при составлении формальных отчётов. Такой поиск может также являться предварительным и проводится для оценки сложности и объема работ. Содержанием поиска является, в основном, поиск аналогов по сходным признакам. Для поиска в минимальном формате можно использовать Интернет и базы данных Роспатента. Глубина поиска до 20 лет.

Определение уровня техники или патентно-информационный поиск

Такой поиск предполагает выявление аналогов какого-либо изобретения, полезной модели, промышленного образца для их сравнения. Информация овыявленных аналогах указывается в заявках на получение патента. Отсюда вид и содержание патентного поиска определяется тактикой подачи заявки. Обычно, это достаточно серьёзный поиск по патентным базам ведущих промышленных стран и различным научно-техническим источникам. Такой поиск даёт также достаточно полную научно-техническую информацию по изучаемой теме. Содержанием поиска является поиск аналогов по сходным признакам и их сравнительный характер с определением отличий. Для поиска в минимальном формате можно использовать Интернет, базы данных Роспатента, базы данных WIPO и Espasenet, патентные базы данных США и др. Глубина поиска до 20 лет и более.

Исследование патентоспособности технического решения

Целью такого патентного поиска является определение соответствия разработанного технического решения условиям патентоспособности изобретения, полезной модели или промышленного образца. Поиск осуществляется путём выявления тождественных технических решений, а в случае изобретения - аналогов соответствующего изобретательского уровня. По технике выполнения этот вид поиска соответствует поиску для определения уровня техники, но, тем не менее, выделяется рядом исполнителей в отдельный вид. В данном случае следует по возможности расширять информационную область поиска. Поиск выполняется по патентным базам и научно-техническим информационным базам (библиотекам).

Исследование на патентную чистоту

Целью исследования является определение наличия патентов на техническое решение на территории данного государства, тождественное продукту, производство или продажа которого планируются. Другими словами надо проверить, не попадёт ли новый продукт под действие какого-либо патента. По технике выполнения этот вид поиска соответствует поиску для определения уровня техники, но осуществляется только для государств, на рынки которых планируется введение нового продукта. Таким образом, информационная область поиска ограничивается только патентами данного государства. Смысл поиска заключается в поиске патентов аналогичного назначения с тождественными или эквивалентными существенными признаками. Такой поиск целесообразно проводить только по патентным базам данных. Глубина поиска 20 лет.

Патентные исследования – наиболее полное информационное научно-техническое исследование

Патентные исследования представляют собой наиболее полное информационное научно-техническое исследование технической задачи. Это уже не просто поиск, а именно исследования. Содержание патентных исследований определяется ГОСТ Р15.011-96 и предполагает проведение не только поиска, но также исследование научно-технического уровня, анализ коммерческой деятельности, конъюнктурный анализ, исследование перспективных направлений и многое другое. Проведение таких исследований под силу только коллективам и обычно осуществляется при проведении НИР и ОКР. Однако, отдельные методики, рекомендуемые этим ГОСТ, вполне доступны физическим лицам. Результатом таких исследований являются заключения о новизне, научно-техническом значении, перспективе развития продукта, а также о текущем и перспективном положении продукта на коммерческом рынке.

Поиск патентов по библиографическим и тематическим характеристикам

Поиск конкретных или совокупности тематических патентов широко распространён. Такой поиск может проводиться при поиске тематических и патентных аналогов, определении круга конкурентов, изучении линейки продукции фирмы, изучении деятельности изобретателей, изучении конъюнктуры и направления движения рынка. Такой поиск, в основном, проводят по патентным базам. Некоторые базы данных позволяют использовать в поиске до 50 характеристик (например, США - http://patft.uspto.gov/netahtml/PTO/search-adv.htm). Наиболее часто в патентных базах используют поиск по следующим библиографическим и тематическим характеристикам:

  • ключевые слова,
  • название,
  • автор,
  • правообладатель,
  • номер патента/заявки.

Результаты патентного поиска по базам патентов

Патентный поиск и анализ полученной информации позволяют получить многочисленные правовые, технические и маркетинговые характеристики(состав сведений, указываемых на патенте). Среди них наиболее распространённые следующие:
  • уникальность технического решения и его сферы применения
  • отличительные характеристики
  • аналоги данного технического решения
  • патентоспособность технического решения
  • патентная чистота
  • определение конкурентов и конкурентной продукции
  • направления развития рынка
  • данные правовой охраны для действующих патентов – приоритет, начало охраны, правообладатели и авторы.

Проведение патентного поиска/исследования

  • Формулирование задач поиска/исследования

  • Определение содержания, информационной области и глубины поиска/исследования

  • Проведение поиска патентных аналогов и научно-технической информации

  • Анализ полученных данных и выводы

  • Отчет

Факторы оценки стоимости патентного поиска/исследований

Выше было показано, что в зависимости от поставленных задач, патентный поиск/исследования могут значительно различаться по содержание, объёму, глубине и сложности анализа. Следует принимать во внимание, что качественный поиск или исследования не могут стоить дёшево. Поэтому на практике часто ограничиваются целевым патентным поиском. На стоимость работ по поиску влияют следующие факторы:

  • количество патентуемых объектов (технических решений),

  • количество рубрик международной патентной классификации (МПК),

  • количество национальных и международных патентных баз данных,

  • широта информационной области и глубина поиска по базам данных и библиотекам научно-технической литературы.

  • необходимость проведения сравнительного патентно-технического анализа,

  • анализ перспектив развития,

  • необходимость маркетингового и конъюнктурного анализов.

Рекомендации по самостоятельному патентному поиску

1. Уточнение задачи и определение объектов поиска.

Исходя из задачи и тактики её решения, определяют информационную область, объём, глубину поиска, а также содержание поиска. В качестве объектов поиска, прежде всего, выступает сам объект изобретения (полезной модели), а также его функционально самостоятельные существенные признаки. Таким образом, в качестве объектов могут выступать:

  • устройства (изделия и конструкции), их функционально самостоятельные части; конструкционные элементы, их форма и связи;

  • вещества, определяющие основные свойства ингредиенты, качественный и количественный состав, структура;

  • способы, функционально самостоятельные действия, оборудование для осуществления.

2. Определение рубрик МПК (Международной патентной классификации).

Предварительно определите объект в соответствие с технической терминологией. Не ограничивайтесь только одной рубрикой МПК, используйте перекрёстную классификацию. Определите альтернативные и близкие рубрики.

3. Определите другие характеристики поиска, в частности, ключевые слова для тематического поиска. При определении ключевых слов следуйте технической терминологии. При поиске по иностранным базам данных обратите внимание на правильность перевода терминов.

4. Определите информационные источники и патентные базы данных поиска.

5. Используйте информацию об аналогах, которые приводятся в каждом изобретении.

6. При поиске, по возможности, не ограничивайтесь только названиями и рефератами. Смотрите также и текст формул. В случае близкого аналога смотрите описание.

7. Большую помощь в поиске оказывают чертежи и схемы – по ним можно проводить первичный отбор материалов.

8. Примите во внимание, что главное не поиск, а анализ найденной информации.

9. Примите во внимание, что каждый поиск имеет относительную полноту. Но чем поиск полнее, тем данные надёжнее.

Оформление результатов патентного поиска, отчёт о патентном поиске

Требования к оформлению результатов патентных исследований наиболее полно представлены в ГОСТ Р15.011-96. Согласно этим требованиям результаты заносятся в таблицы различного характера, что позволяет проводить сравнительный анализ по различным характеристикам.

Однако на практике чаще всего проводится поиск с ограниченными целями, например, для определения новизны и изобретательского уровня. При этом при оформлении результатов частично используют рекомендации этого ГОСТ, а именно используют таблицы содержащие перечисления существенных признаков изобретения и аналога. На основании такого представления можно проводить сравнительный анализ.

Однако табличный способ сильно формализует представление. В случае признаков изобретения со сложными характеристиками такое формальное представление часто невозможно. В этом случае следует делать описательное сравнение признаков.

Стоимость патентного поиска

Стоимость проведения патентного поиска и анализа зависит от поставленной задачи и трудоёмкости её выполнения и определяется договором между вами и выбранным Исполнителем. 

Минимальная ориентировочная стоимость составляет от 12000 руб.

Для проведения патентного поиска обращайтесь к администрации или напрямую к специалистам общества.

Меню раздела

Актуальная информация

Интелл-Защита

От администрации

Новости